среда, 8 ноября 2017 г.

Похвала-похвала. Как ругать детей


Сегодня я стала невольным свидетелем разговора мамы с приблизительно четырех-, пятилетним летним сыном.
На часок я заглянула в парк - пройтись и почитать очередную книжку на английском для учеников третьего класса. На площадке, играли детки под присмотром их мам. Вдруг что-то там произошло, раздался нешуточный ор, одна из мам отделила своего ребенка от другого и направилась к моей скамейке. Оказывается, этот ребенок хотел игрушку другого, а тот защищал свою собственность и не отдавал. В конце концов, мой сосед все же узурпировал машинку, но тут же, после вступительного соло второго, вернул незаконно экспроприированную вещь, хотя реветь не перестал. Но не в этом дело. Число таким историям - миллион: так продолжается жизнь. Мне показалась интересной беседа мамы с мальчиком. Говорили они, соответственно, на английском, но мне удалось понять суть.

Мама, обнимая, успокаивая ребенка, вытирая ему слезки:
- Ты сегодня хорошо поступил: сразу отдал игрушку мальчику.
Ребенок:
- Но я хочу поиграться этой машинкой!
- Ты обязательно ею поиграешься, говорю тебе точно!
- Так он не дает! А забирать плохо! - еще хлюпает носом, но уже не так обреченно.
- А вот ты хочешь знать, как бы я поступила? - малыш кивает. - Я бы подошла, сказала, какая красивая машинка у Эдди, сказала, что мне хочется поиграть ею, и предложила бы ему на время поменяться: я ему свой самокат, а он мне машинку. Ты хочешь узнать, что будет дальше?
- Да!
- Тогда ты можешь попробовать прямо сейчас! У тебя получится! Только сначала мы должны сделать одну вещь.
- Какую?
- Ведь ты обидел мальчика, да? Если бы с тобой так поступили, тебе было бы плохо?
Ребенок со вздохом,
- Да…
- Потому мы подойдем и извинимся: я - перед его мамой, а ты - перед ним. Идет?
- Я стесняюсь…
- Это хорошо, малыш! Значит, ты понимаешь, что был неправ. Значит, надо извиниться. У тебя получится! Пойдем!

Они поднялись и пошли к своей компании. Там страсти тоже немного улеглись, потому конструктивный диалог незамедлительно состоялся. Дети тут же поменялись своими транспортными средствами, и уже веселые погнали по дорожке.

А я, вдохновленная этим родительским мастер-классом, спешила сделать выводы.

Мама не ругала, не стыдила, не порицала, не унижала сына - мама хвалила его! Мама дала понять ребенку, что сегодня он был лучше, чем вчера. Она показала ему, что он растет, развивается, что у него получается быть другим. И пусть сегодня еще не идеальное поведение, но оно качественно отличается от вчерашнего: сегодня он собрал свою волю в кулак и вернул игрушку! Затем она вселила веру в то, что его желания исполнятся, нужно только что-то изменить. Она рассказала, как бы сама сделала - и снова вселила в ребенка надежду, что все возможно. Мама заинтриговала его: получит он игрушку или нет - можно узнать сейчас же! А тема с обоюдными извинениями - вообще высший пилотаж! Ребенок видит, что мама вместе с ним, что мама принимает часть вины на себя, и кто знает, может, в дальнейшем он придет к тому, что за свои поступки нужно отвечать самому.

В коучинге есть такой принцип: похвала - похвала. Этот сюжет в парке показал его работу наглядно. И, как видите, применять его можно - и нужно! - в общении с маленькими детками тоже.

Алгоритм.

1. Успокоить.
2. Похвалить.
3. Сказать, что было хорошо, а что не получилось, но обязательно получится.
4. Рассказать, как бы поступили мы сами.
5. Снова похвалить: выразить надежду, что у него обязательно получится.
6. При возможности - показать, как надо поступить.

И все это проделать доброжелательно, спокойно, уверенно и заботливо. Такой путь формирует у детей уверенность и адекватную самооценку, учит побеждать трудности, вселяет веру в себя. А наши слова становятся внутренним голосом и путеводной звездой в его жизни.



Комментариев нет: