- Вот только не рассказывайте мне про компьютеры - я в этом ничего не понимаю и не собираюсь понимать!
- Я лишь недавно согласилась, чтобы дети мне подарили простой мобильный телефон. Ненавижу все эти изобретения!
- Нет, я лучше на вокзал поеду билет покупать: так оно надежнее, чем по вашему интернету…
- Не знаю, как с пылесосом управиться… Раньше это муж делал, а сейчас он в больнице...
Бывает, мои друзья с сожалением рассказывают о родителях, которые то иностранный язык не хотят учить, а необходимость такая есть, то с мобильными телефонами не дружат, то шарахаются от подарков - современной бытовой техники. Было дело, и я с надменностью идиотки твердила, что не умею ездить на бостонском метро, подчеркивая свою крутизну за рулем автомобиля. И все же я открыла Америку в первом ее сабвее. Кстати, градус напыщенности и самодовольства тут же упал, и появилось желание исследовать подземный мир Бостона во всех его направлениях. Еще я заметила, что новые знания, умения, навыки напрочь убирают потребность в спеси и чванстве, и непомерной гордыне; ты становишься проще, добрее, легче прощаешь людям их недостатки, потому что осознаешь и свое несовершенство.
Надо признаться, что ограниченность собственного роста больше характерна для моего поколения и старше. Не для всех, конечно, хотя для большинства. И только сталкиваясь с жизненными примерами, начинаешь понимать, что обучение, постоянное развитие, овладение новыми умениями - не дань модным тенденциям, ведущим к просветлению, а острая необходимость, без которой, не исключено, мы можем оказаться на обочине жизни, точно слепые котята,
не приспособленные к новой реальности.
Недавно я познакомилась с Зоей и Борисом. Им немного за восемьдесят. Несколько лет назад выиграли грин-карту, в Америку наведывались, и вот уже три месяца живут постоянно. Могли бы и раньше, но не хотели. Сын о маме с папой хорошо заботился: оформил им здесь все льготы, дома тоже помогал. Но в последнее время его здоровье пошатнулось, и он стал настаивать, чтобы родители переехали в Соединенные Штаты навсегда: в России у них уже никого не осталось, а здесь, он был уверен, им будет обеспечен хороший уход. Перевез их, организовал социальное жилье, решил все проблемы с проживанием, страховками, сервисом по обслуживанию. Как в воду глядел: в декабре его не стало.
Думаю, не нужно описывать душевного состояния уже далеко не молодых людей. Борис держится: то ли потому, что в прошлом военный человек, то ли благодаря прогрессирующей деменции. Зоя переживает настоящую депрессию. Ни с чем не сравнимая утрата подкосила здоровье - она потеряла зрение. Ей хочется домой, она очень страдает от изоляции, непонимания чужого языка, запаха американских домов, ограниченной активности и вдруг свалившегося одиночества. У нее появилось много проблем, разрешить которые она не видит возможности. Что делать с пенсией? Как перевести ее сюда? Как платить за квартиру в Петербурге? Вернется ли к ней зрение? И, самое главное, - как жить без сына? Зоя каждое утро просыпается ровно в четыре, невидящими глазами смотрит в потолок, пытаясь заглянуть в свое будущее - и еще больше погружается в темноту.
Боль матери не пройдет никогда. Ее ничем не вытравить и не заглушить. Боль можно только прочувствовать, прожить, пережить и превратить во что-то другое. И на это нужно время.
А все остальное - дело навыков. И желания их приобрести. Мне кажется, владея определенными умениями, Зоя и Борис намного легче смогли бы пережить адаптацию и совсем уж не мучиться оперативными задачами.
Ведь часть нашей жизни можно внести в телефон или компьютер. Зоя и Борис могут открыть онлайн-аккаунты в российском и американском банках и управлять своими счетами, не выходя из дома. Они могут аккуратно делать коммунальные платежи, покупать билеты, бронировать отели, аннулировать свои заказы… Даже бесплатный поход в музей организовать, если записаны хоть в одну библиотеку. А общение с друзьями в скайпе украсит и согреет их одиночество.
Только всему этому нужно учиться. Немедленно. И в любом возрасте. Жизнь меняется очень быстро, трудно что-либо спрогнозировать. Уже не получается, как раньше, в шестьдесят, сидеть под вишней, щелкать семечки и вспоминать «а вот в наши годы» или ругать время, что катится с бешеной скоростью вниз.
Супернавыки программиста вовсе не нужны. Но элементарные знания работы с компьютером - обязательно. Запустить ноутбук. Понимать в нем то, что тебе нужно. Открывать почту, получать-отправлять письма. Пользоваться поисковыми системами. Уметь ловить вайфай. Использовать телефон как модем. Освоить голосовые приложения: мы же мечтали о видеотелефонах, почему же так не хотим с ними дружить сейчас?!
Учиться еще нужно и для того, чтобы не быть обузой для своих детей, не дергать их по пустякам. Да и продвинутые родители - предмет гордости детей. Это я даже по себе помню. Каким же крутым казался мне мой папа, когда разбирал до винтика мотоцикл или двигатель автомобиля, или электронасос, а потом все это назад собирал - и оно работало лучше, чем до того, как поломалось. И не только в детстве хвасталась я и гордилась своим папой, но и когда стала совсем уж взрослой и видела, как он старается усовершенствовать то ирригационную систему на огороде, то ищет дизайнерские решения для дома.
Я часто захожу в клуб для американских пенсионеров. Они сюда идут пешком и едут на вилчерах, с вокерами и опираясь на палочки. Практически все, кого встречаю, перешагнули свое семидесятилетие. Очень многие записаны в компьютерный класс, приходят с планшетами, ноутбуками, айпадами, электронными книжками. Они жаждут новых знаний и выглядят искренне счастливыми, когда преодолевают рубеж безграмотности. Группа женщин собирается в одно и то же время обсудить книжку: так совершенствуется английский язык. В актовом зале слышится красивое хоровое пение: ансамбль корейских бабушек, похожих на девочек, готовится к очередному фестивалю. В спортивном зале идут занятия по фитнесу: вот где давно усвоили, что здоровый дух может быть лишь в здоровом теле, для которого движение - это жизнь.
С независимыми родителями и дети счастливы. У них развязаны руки, они могут реализовать себя настолько, насколько захотят сами. Разве не этого мы все хотим? Наша активность, наше развитие, открытость новым знаниям, стремление к независимости - достойная альтернатива безысходности и уходящему в прошлое вечному вопросу неприкаянной старости «А кто же меня досмотрит?"
Комментариев нет:
Отправить комментарий